Закопайте кашу сами

img_0007

Когда общаешься с детьми или подростками, всегда очень важно понимать, до какой степени они воспринимают нас в качестве лидеров, в какой степени готовы слушаться.

Исходно, казалось бы, позиция взрослого человека по отношению к ребенку очевидна. “Раз он младше, а я старше, то он доложен меня слушаться”, – так обычно мы рассуждаем. Но на практике существует широкий диапазон “степеней послушания”.

Если не очень четко осознавать реальную для данной ситуации “степень послушания”, то легко попасть в неловкое положение или вообще потерять эффективный контроль за поведением детей.

Однажды я попал в такую историю.

Дело происходило в летнем туристическом лагере для подростков в Ленинградской области. Человек 50-60 старшеклассников, трое руководителей, палатки на поляне, лес вокруг…

Я не считался руководителем – так как ни в туризме, ни в работе с подростками почти ничего не смыслю. Моя функция в лагере заключалась в организации рисовании природоохранных плакатов (на больших жестяных листах) группой достаточно послушных девушек. Ну и за своими детьми приглядывал (они там тоже были, разумеется).

Как-то раз утром дежурные наварили слишком много каши. После завтрака осталось полкотла. Поскольку котел был нужен для приготовления обеда, кашу решили выбросить.

Двое парней-дежурных, недолго думая, оттащили котел с остатками каши чуть в сторону от костра и вывалили все прямо на землю. Их совсем не смутило, что это означало устроить помойку практически в лагере. Им было лень копать яму и зарывать кашу (как полагалось в подобных случаях).

Увидав такое дело, я подошел к ребятам и сказал, что нужно вырыть яму где-то в сторонке и закопать кашу. В ответ услышал: “Вот вы сами и закопайте”.

На тот момент я был единственным бодрствующим взрослым в лагере. И вполне осознавал свою ответственность. И потому весьма остро ощутил ситуацию собственного бессилия.

Что я мог сделать? Наорать на ребят? Угрожать им всяческими неприятностями? Взывать к их совести и к их экологическому сознанию?

Все дело было в том, что ребята не воспринимали меня в качестве авторитета. Им было наплевать на мои личные мнения – по поводу чистоты в лагере и по поводу всего остального.

И вот именно поэтому я решил отступить. Мне пришлось замолчать и отойти.

Конечно, если бы, не дай Бог, случилась бы какая-то более острая и более принципиальная проблема (например, драка или серьезное нарушение правил безопасности), то я вмешался бы очень решительно. Но ничего критического не происходило ведь… Каша, лежащая кучей на земле, – это всего лишь каша…

Через пару часов проснулся один из руководителей отряда. Это был здоровенный мужик, в свои юные годы тоже доставлявший немало трудностей воспитателям и учителям. Когда он вылез из палатки, я негромко сообщил ему о происшествии с кашей.

И тут над лагерем разнесся его могучий бас! “Немедленно зарыть! – заревел сей авторитетный руководитель. – Через пять минут чтобы все было закопано!”

Парни-дежурные тут же схватили лопаты и принялись усердно рыть яму. По-моему, они действительно уложились в пять минут.

Не скрою, я вообще не склонен к волевому давлению на людей – как на взрослых, так и на невзрослых. Разве что при крайней необходимости. Есть ведь и масса иных способов воздействовать на сложное поведение детишек или подростков…

Но данная история подтолкнула меня к фундаментальным размышлениям… В целом я пришел к выводу, что в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком или с подростком целесообразно точно определить: какова степень моей авторитетности в данных условиях, в данной функции?

Не надо претендовать на лидерство там, где я слаб. Ну а там, где я силен, следует вести себя уверенно и настаивать на своем лидерстве.

К примеру, в том же туристическом лагере в ту же смену я иногда по вечерам рассказывал всему отряду сказки у костра. Сочинял прямо на ходу – сказки-импровизации в тишине ночного леса… И все сидели абсолютно тихо. Почему?

В той ситуации я выступал в качестве лидера. Это ребятами воспринималось естественно. И я ведь никого не принуждал меня слушать, а лишь предупредил, что все отвлеченные разговоры и шушуканье сбивают вдохновение. Если бы мои слушатели не сидели тихо, то я просто перестал бы сочинять сказку.

Получается, что один и тот же взрослый с одними и теми же подростками может выступать и как лидер, и просто на равных.

Да и в общении с маленькими детишками уместно отслеживать данный принцип.

Обучая своих детей дома, я претендовал на лидерство лишь в тех вопросах, где была нужна моя помощь. Скажем, младшей дочке Маше я помогал с математикой и физикой вплоть до 11 класса – рулил весь процесс. Но при этом совершенно не пытался рулить режим занятий – Маша сама планировала свое учебное время, сама распределяла его между всеми необходимыми предметами.

Уровень нашей авторитетности для одного и того же ребенка меняется со временем. Я перестал руководить сборами своих сыновей в походы, когда их опыт в данной сфере превзошел мои скромные познания. Тиме и Коле тогда было 15 и 14 лет соответственно.

В какой-то момент я четко осознал: хоть я и взрослый, но я лидер далеко не во всем.

Такая позиция предохраняет от многих неуместных конфликтов с детьми, с подростками. Нам, взрослым, хочется лидировать во всем. Но это нереально. А если несколько уменьшить уровень своих амбиций, то все достаточно естественно встает на свои места.

Итак, точный и адекватный уровень претензий на лидерство дает нам увеличение эффективности – во всех педагогических ситуациях. Не бойтесь показать детям или подросткам вашу слабость там, где вы недостаточно компетентны. Ребята и так это увидят. Главное – полноценно реализуйте ваши сильные стороны, вашу настоящую компетенцию.