Две модели педагогики – верная и неверная

dve-modely-pedagogiky

Однажды я разговаривал со своим старым школьным приятелем – на темы воспитания. У него выросла дочка, у меня выросло четверо детей… Мой приятель – консультант в сфере бизнеса. Серьезный такой мужчина. Мы с ним видимся редко, но когда-то сидели за одной партой, так что легко говорить в непринужденном ключе…

После нашего разговора я вдруг очень четко осознал, насколько по-разному мы видим структуру и сущность процесса воспитания, обучения детей, подростков. И мне пришел в голову образ: часть людей представляют себе педагогику как строительство дома, а часть – как рост дерева.

Мне хочется выразить свое видение – а это видение человека, который более четверти века посвятил тому, чтобы учить и воспитывать детишек. Поэтому я осмелюсь именно свой подход к пониманию сути педагогики назвать верным. Но кто не согласен – я не обижусь. У каждого из нас свой опыт, свои взгляды… И есть в этом нашем разнообразии некая сущностная правда жизни.

У большого количества умных, успешных и доброжелательных взрослых людей существует определенная иллюзия: будто бы ребенка воспитать и выучить – это как дом построить. Такой конструктивный технологичный подход. В центре него – исходный план и конкретный шаги по реализации данного плана.

Спору нет, в технике, в бизнесе, в строительстве, в армии, в работе разных государственных учреждений… – в деятельности подобного рода такая модель работает хорошо. Поэтому и возникает естественный перенос ее на процессы воспитания и обучения. Казалось бы, все очень похоже…

Вот я ставлю задачу: каким я хочу вырастить своего ребенка, какие качества в нем развить, каким знаниям обучить. Далее определяю свои ресурсы, свои возможности. Далее оцениваю внешнюю ситуацию (школы, детсады, развивающие центры, секции…) и намечаю план действий. И вперед! Ха-ха-ха.

Почему “ха-ха-ха”? А потому что в реальной педагогике такой подход применим лишь очень и очень локально, в каких-то отдельных курсах обучения, в решении каких-то конкретных проблем… Но это не может быть главной стратегией.

Когда мы строим дом, то действительно все начинается с постановки задачи, с нашего личного желания. Мы выбираем конструкцию и материалы, определяем порядок работы. Мы по шагам сооружаем домик, который нам и по душе, и по средствам. Это весьма логичный процесс, он алгоритмичен и в целом вполне предсказуем.

Но когда точно так же родители пытаются подходить к воспитанию своих детей, к их обучению школьным и прочим премудростям, то, как правило, получается не очень удачно. И родители удивляются.

А дело в том, что человек растет и развивается подобно тому, как растет дерево. Не по внешнему плану, а на основе своей внутренней тенденции, своей личной энергии развития. Это индивидуальный процесс. И происходит он по индивидуальному, заложенному природой и Богом плану. А участие родителей и педагогов хоть, конечно, и является очень важным, но все же определяет совсем не так уж много, как зачастую кажется на неискушенный взгляд.

Важный момент: мы растим дерево не для себя. Мы просто помогаем его естеству проявиться полноценно. Мы хотим, чтобы это дерево росло и крепло, чтобы оно радовалось жизни и радовало собою весь мир вокруг…

Да, мы можем поливать его водой, удобрять почву, прогонять злых жуков с веток, защищать от слишком сильного ветра и от града… Но мы не можем изменить собственной природы растущего дерева. Да и зачем?!

На мой взгляд, такая образная модель гораздо лучше соответствует тому, как на самом деле происходит все в педагогике. Чтобы более мудро, более эффективно влиять на все процессы развития личности, нам необходимо не столько “действовать по заранее намеченному плану”, сколько учиться следовать естественным энергиям, естественным тенденциям. Такая позиция взрослого наиболее оптимальна.

Да, модель “растущего дерева” не дает нам уверенности в том, каковы точно будут результаты. Ведь когда мы строим дом, то заранее видим его у себя в голове – каким он будет. А когда мы воспитываем или учим ребенка, подростка, то результаты сплошь и рядом оказываются совсем не те, которые мы себя представляли. Что-то получится лучше, что-то получится хуже, что-то получится совершенно неожиданным…

Разумеется, составление некоторых планов и алгоритмов действий в педагогике не отменяется. Надо всего лишь помнить, что реально они не являются жесткими схемами, предназначенными для однозначной реализации. Наши планы в воспитании и обучении детей и подростков – условны, приблизительны, ориентировочны.

Жизнь обязательно вносит коррективы в наши представления о том, какими вырастут дети. Очень часто эти коррективы гораздо мудрее всего того, что мы могли бы сами придумать.

Когда я был совсем маленький, мой дедушка (очень крупный конструктор) и мой папа (инженер) спорили о том, кем я стану, когда вырасту. Дед говорил, что он сделает из меня конструктора – настоящего. А папа считал, что я должен стать дипломатом. Но когда мне было 7 лет, мой дедушка умер, а мой папа развелся с моей мамой и далее мало принимал участия в воспитании меня. А у мамы, слава Богу, не было никакого конкретного плана относительно моей будущей профессии.

Словом, вы поняли, что для меня в педагогике “принцип растущего дерева” гораздо ближе, чем “принцип строительства дома”. Хотя мы и говорим “педагогические технологии”, нельзя забывать, что рост личности – это таинство, очень многое в котором нам неведомо. Природа человека отличается от технических конструкций и систем.

Воспитывая наших детей, мы вместе с ними шагаем в будущее. А будущее непредсказуемо. Принять это несколько страшнее, чем придумать заранее план и двигаться по нему. Но придуманный план в педагогике никогда не будет по-настоящему эффективным. Такова реальность. И, по-моему, это очень оптимистическое обстоятельство.