Спешка как экстаз мозга

speshka-kak-ekstaz-mozga

Весь мир спешит. Все люди куда-то бегут. Время несется как сумасшедшее… Так?

Нет. Совсем-совсем не так.

Посмотрите на плавно текущую реку. На поющего соловья. На медленно опускающийся на закате диск солнца. На бабочку среди цветов…

Посмотрите на уверенно и спокойно укладывающего кирпичи каменщика. На сосредоточенного и внимательного хирурга. На терпеливого и неторопливого преподавателя математики…

И обязательно послушайте, как по крыше дома стучит дождь. Разве он куда-то спешит?

В педагогике мы наблюдаем такой феномен: родители спешат – и подгоняют детей; дети тормозят – и тем вызывают раздражение родителей. Задачка кажется неразрешимой.

Некоторые родители так и спрашивали меня: “Как в ситуации, требующей спешки, сделать так, чтобы дети не тянули время?”

Еще раз повторю условие задачи: очень сильно торопящийся родитель торопит, очень торопит ребенка, который, наоборот, совсем не спешит – как бы даже нарочно. “Вот маленький гаденыш! – проносится в голове у родителя. – Ну что же, он издевается, что ли?!”

Вы уже можете решить эту задачку? В чем, по-вашему, ключ к решению?

Если хотите, то сделайте в данном месте паузу в чтении статьи. Подумайте сами. А уж потом прочитайте мои соображения.

Итак.

Спешка – это ошибка. Всегда. Это ошибка нашей человеческой психологии. Спешка не нужна никогда – даже в условиях крайнего дефицита времени, даже в экстремальной ситуации.

Да, бывает, необходимо действовать быстро. Но это другое.

Посмотрите на молниеносные перемещения, удары и защиты мастера боевых искусств в поединке. Он не спешит. Иначе бы он проиграл. Спешка – это неуравновешенность. Она мешает всегда, в том числе и в бою.

В педагогике мы видим на каждом шагу: спешка, нетерпеливость родителей, воспитателей, учителей радикально ухудшает ситуацию. Вы просто не можете одновременно и спешить, и действовать мудро, эффективно, точно. Вы ослабляете ваши возможности управлять процессом.

Дети стремятся к гармонии. Они в данном плане гораздо ближе к естественной природе, чем мы, взрослые. Поэтому, ощущая воздействие спешки родителей, ребенок начинает тормозить. Это почти безусловный рефлекс, реакция самозащиты. Когда вам в лицо летит кирпич, вам хочется уклониться. Здесь то же самое.

Уберите состояние спешки – и дети перестанут тормозить. Все элементарно. Такое вот решение задачки.

Дети и подростки делаются гораздо более управляемыми, когда вы общаетесь с ними без излишней суеты. Чем более вы уравновешенны – тем более оптимистично все происходит. Ваше личное внутреннее состояние играет огромную роль! Именно оно, по сути, определяет весь ход процесса.

Но даже если вам и не удается вполне сохранять спокойствие, то уже само понимание ненужности спешки – это важный ориентир.

Наблюдая за собой, я часто думаю, что спешка нам нравится… Она словно бы притягивает нас, словно бы очаровывает нас… Почему? Наверное, дело в том, что спешка как будто бы дает энергию, активизирует, бодрит… Возникает кратковременная эйфория, микроэкстаз. А потом – неизбежное раздражение, злость, психологическая усталость, обида…

Ребенок, защищаясь от подобных психологических состояний, применяет вполне разумный метод: замедляет темп событий, блокирует все попытки взрослых взвинтить скорость. Неразумно? Да, неразумно. Но что же вы хотите? Это ведь глубинный психологический рефлекс.

Понятно, что мы оправдываем нашу нетерпеливость тысячей разумных и объективных причин… Но это всего лишь оправдания.

Я не говорю, что легко сохранять спокойствие, когда наше время ограничено, когда обстоятельства требуют быстрых действий. Я и сам далеко не являю собой образец терпения и уравновешенности. Но все же понимание того, что написано в данной статье, дает мне очень много – во всех практических ситуациях.

Итак, уважаемые родители и педагоги, призываю вас к спокойствию при общении с детьми и подростками. Рассматривайте спешку и нетерпеливость как врагов. Учитесь действовать размеренно, учитесь чувствовать оптимальный ритм…

А еще… Вам сильно поможет чувство юмора! Вот, скажем, ваше чадо медленно-медленно натягивает на ногу носок… Медленно-медленно… А вам надо спешить отвести это чадо на развивающие занятия, а потом – бежать на работу. Как ускорить процесс? Прежде всего – улыбнитесь.