Раскованность и зажатость

raskovannost_i_zazhatost

Мне просто хотелось бы обратить ваше внимание на ценность такого качества, как раскованность, раскрепощенность. И в тонусе мышц, и в движениях, и в позах, и в речи, и в манере поведения… А также: в рисунке, в танце, в сочинении сказок, в решении примеров по математике, в любой игре…

Противоположностью раскованности является скованность, зажатость. И взрослым, и детям мешают всевозможные мышечные зажимы, психологические напряжения и страхи, неестественные позы, чрезмерно упорядоченный и жесткий стиль мышления…

Но понятно, что нам нужны и некоторые рамки…

Психология – сложная сфера. И очень многое в ней зависит от мировоззрения людей, от их убеждений и внутренних установок… Но ориентир по шкале “раскованность – зажатость” весьма прост и удобен, он практически универсален. В том числе его легко применять и в педагогике.

Особенно очевидно, как оценивать степень раскрепощенности в нашем физическом теле. Нет ли где-то мышечных зажимов? Свободны ли движения? Удобна ли поза? Насколько широк диапазон движений и поз?..

Если мы держим ориентир на раскованность (но, разумеется, без выхода за разумные границы), то нам сразу делаются видны многие пути улучшения разных практических ситуаций.

Вот школьник сидит за письменным столом в стандартной позе, напрягаясь и изнывая… Не лучше ли ему пересесть на диван, развалиться там, откинувшись на мягкую спинку? Или перебраться на пол и продолжать учебу лежа? Или просто, оставаясь сидеть за столом, сесть как-то поудобнее, расслабиться. Ведь скованная поза мешает и мышлению. А в удобном, свободном положении человек и работает, и учится лучше.

А вот ребенок осваивает игру в бадминтон. И слишком судорожно вцепился в ракетку. Движения получаются неловкие, неточные. Взрослый, наблюдая это, может подсказать, что в игре необходимо сохранять свободу мышц, необходимо следить, чтобы не возникало ненужных зажатостей.

А что означает “раскрепоститься в рисовании”? Да, по сути, то же самое – освободить себя, позволить себе естественно и красиво двигаться. Но здесь речь идет уже не только о движении руки с карандашом или кистью, но и о движении фантазии, чувств, вдохновения…

Мягко помогая детям вести себя раскованно, мы способствуем формированию у них верных моделей поведения. И наш личный пример в данном плане тоже весьма важен.

Например, танец – когда дети и взрослые танцуют вместе под веселую музыку. Или свободная игра с воздушным шариком в кругу с детишками. Или совместное сочинение сказки в небольшой группе…

Довольно часто, обучаясь чему-то сами или обучая чему-то наших детей, мы акцентируем внимание именно на действиях, на алгоритмах, на правилах, на конкретных приемах… Ну да, без этого никак. Но одновременно необходимо следить и за раскованностью, за освобождением от зажатостей. И тогда процесс обучения будет проходить гораздо успешнее.

Вот стоит ученик у доски. Он знает материал достаточно хорошо. Но он напряжен психологически, он стесняется, он торопится… И эти зажимы мешают ему думать и отвечать верно. В результате – плохая оценка и чувство собственной неудачливости. А умел бы этот ученик ощущать и вести себя непринужденно в такой ситуации – и все было бы существенно веселее.

Ясное дело, что полностью избавиться от всех ненужных зажимов и лишних напряжений вряд ли возможно. Но возможно стараться хоть в какой-то степени двигаться в данном направлении – вместе с нашими детьми. И каждый такой шаг немного продвигает нас ко все большей и большей свободе. Ну, конечно, не всегда все это так просто… Но все же, по-моему, есть смысл стараться…