6 основных тенденций в мировой эволюции педагогики

img_00012

Я выбрал данные 6 пунктов чисто по своему впечатлению, без какого-либо специального анализа, без чтения каких-то источников по данному вопросу. Хотите – верьте моим предположениям, хотите – не верьте.

Первая тенденция – это, разумеется, компьютеризация. Всем понятно. Но далеко не все еще поняли, куда реально это движется. И я сам, конечно, тоже не совсем еще понял. Компьютеры как средство связи и как средство предъявления учебной информации за короткий срок перевернут устоявшиеся веками представления об организации учебного процесса. Родится миллион разных форм – а потом люди естественно отберут несколько десятков лучших.

Вторая тенденция – индивидуализация образования. Здесь общество пока в целом находится во власти традиционных представлений (один учитель в большом или не очень большом классе). Но ясно, что за несколько десятилетий ситуация коренным образом изменится. Индивидуальная траектория в образовании станет доминирующей схемой в школьной системе.

Третья тенденция – доброта. Сейчас школа нацелена главным образом на получение знаний. Неплохо. Но маловато, все мы это чувствуем… Как конкретно образование сделается направленным на воспитание еще и положительных душевных качеств, пока сложно предположить. Но куда ж без этого?

Четвертая тенденция – снижение нагрузок. Наверное, вы подумали, что я пошутил? Нет. Просто сейчас мы везде наблюдаем зашкаливающие перегрузки в школьном учебном процессе, системный такой кризис. Дети и родители буквально стонут. Старшие классы в данном плане – просто кошмар. И неужели общество не начнет однажды решать эту проблему?! Трудно такое представить. Будущее – за высокоэффективными методиками, повышающими усвояемость материала в разы и одновременно радикально уменьшающими время, необходимое для усвоения программы.

Пятая тенденция – дифференциация уровней обучения. По-моему, этого не избежать. Хотя пока мы видим (в России и во многих других странах) отчаянные попытки сохранить традиционную обширную, многоплановую и многоуровневую программу “для всех”. Но это уже агония. Сколько она продлится – 5 лет или 20-30 лет – неизвестно. Реальный путь эволюции один: обеспечить возможность разным детям изучать каждый школьный предмет на разных уровнях сложности.

Шестая тенденция – переход на более комфортные в психологическом плане методы обучения. Это резерв огромной важности. Вообще-то лично мне данная тенденция представляется наиболее важной. Ведь все мы хотим, чтобы школьные годы наших детей прошли счастливо. Это же 10-11 лет жизни!

Вот такие я увидел тенденции в современной эволюции образования. Мне кажется, имеет смысл их осознавать – чтобы выбирать оптимальный путь для своих детей. Школьная система достаточно консервативна, но мы можем дополнить ее своими усилиями. А для этого полезно понимать, куда она движется – в глобальном плане.