Интуитивная педагогика

intuitivnaya_pedagogika

Хочется просто сказать пару слов о том, что существует такое направление – интуитивная педагогика. Пока это еще больше экзотика (если говорить о массовой школе или о массовых дошкольных учреждениях). Но есть, на мой взгляд, некоторая тенденция движения в данном направлении во всей сфере воспитания и обучения.

Сам я как раз преимущественно интуитивный педагог. То есть в конкретном педагогическом процессе ориентируюсь не по алгоритмам и методическим схемам, не по инструкциям и логическим ясным правилам работы, а в основном чисто интуитивно, то есть по наитию, по вдохновению, по сиюминутным каким-то мелочам…

Такую педагогику трудно описывать. Ей трудно учить. Из нее не сделаешь государственную образовательную систему. И даже в масштабе одной экспериментальной школы ее сложно внедрить.

Но интуитивная педагогика работает. Неуловимо, но эффективно.

Интуитивные методы обучения и воспитания не на слуху. Все слышали о методе Шаталова, о системе Никитиных, о государственных образовательных стандартах, о силе тех или иных авторских программ, об удачных учебниках… Но интуиция – штука тонкая. Как ее перевести в “методику”?

Однако на практике интуитивные педагоги обычно показывают хорошие результаты. Их работа зачастую похожа на волшебство. И довольно часто интуитивные методы намного менее трудоемки – и для учителей, и для учащихся.

Я не знаю, как это делается. Но в какой-то момент просто чувствую: вот этому ребенку сейчас нужно говорить то-то и то-то и с вот такими интонациями, паузами и повторами, и параллельно надо нарисовать вот такую картинку…

Сказка, тонко и точно вплетенная в учебный процесс, действует на каком-то неуловимом уровне. Что-то происходит. Но логически полностью объяснить, что именно – этого я сделать не возьмусь. Как это выразишь словами?..

Игра с малышом – это поток интуитивных реакций и действий. Дети столь спонтанны, что вечно не укладываются ни в схемы, ни в рамки, ни в правила. Я просто стараюсь чувствовать процесс. Это как рисуешь картину – просто поток, просто такой способ жить.

Обратите внимание: интуицию, привычку к интуитивному действию можно развивать. В любом случае данный навык вам поможет. Начинать можно постепенно, понемногу пробуя действовать на основании чувств, ощущений, вдохновения, спонтанных импульсов… Понятное дело, при этом нужно адекватно отслеживать результаты.

Совершенно очевидно, что очень многие высококлассные преподаватели и воспитатели, мастера своего дела, тоже постепенно становятся интуитивными – в силу большого опыта работы и накопившегося профессионального потенциала.

Но и родители, совсем не имеющие профессионального педагогического образования, могут существенно продвинуться в данном плане. Как раз незнание правил и схем может помочь сразу сильно опереться именно на интуицию. Очень часто так и происходит в ситуации семейного обучения.

Интуиция позволяет совершать скачки там, где традиционное логическое последовательное воспитание и обучение буксуют или плетутся слишком медленными темпами. Но логика при этом, разумеется, не отменяется. Просто она дополняется интуитивным подходом.

Насколько это все было эффективно в моей личной практике? Весьма и весьма эффективно. Именно интуитивный подход позволил реализовать наше семейное обучение столь успешно в целом. А вот в практике обучения детей из других семей у меня далеко не столь здорово получалось всегда…

Я не знаю, что еще практически полезного и более конкретного могу сформулировать на данную тему… Ну, хоть что-то сказал – уже какой-то смысл, хотя бы чисто для ваших размышлений…

Возможно, наши внуки будут жить в мире, где интуитивная педагогика будет составлять 10-20% школьного образования… Я вполне могу себе такое представить. А вы?