Методическая концепция

koncepciya

1. Основа педагогической схемы использования обучающих сказок в изучении математики – это формирование некоторого количества устойчивых “опорных точек” во всем большом объеме информации по школьной программе. Это как бы островки надежной каменистой почвы в большом-большом болоте. Да, с помощью сказок всю математику не изучишь вот так запросто. Но можно помочь ребенку хорошо понять и запомнить некоторое количество отдельных тем. И это будет эффективной поддержкой всего процесса обучения.

2. Сказки взаимосвязаны между собой. Это как бы единая система, где эффект многократно усиливается за счет обилия сказок и обилия в них “перекрестных ссылок”. Кроме того, многие сказочные истории непосредственно следуют одна за другой, являются приключениями одних и тех же героев.

3. Подразумевается не однократное, а многократное чтение каждой сказки – сразу подряд или с интервалами во времени. Это абсолютно естественно! Кроме того, повторы специально присутствуют и внутри большинства сказок, и это усиливает обучающий эффект.

4. Главная цель каждой сказки – это момент резонансного психологического контакта ребенка с математикой. В этом здесь вся фишка. Дело тут не в том, чтобы подробно и широко изложить учебный материал, а в том, чтобы помочь ученику пережить (в процессе погружения в “сказочную реальность”) интересное и оптимистичное сказочно-математическое приключение, пусть и с очень небольшим кусочком учебной информации.

5. Текст сказки – это пока еще менее половины того, что должно быть. Конечно, должны еще быть полноценные иллюстрации. Надеюсь, они появятся достаточно скоро.

6. Я выбираю темы сказок чисто по наитию. Это вовсе не аналог подробной, четко структурированной и расписанной по пунктам школьной программы. Здесь, наоборот, свободно присутствует некоторое перемешивание разделов программы, если того требует естественное развитие сказочного сюжета. Да и просто математические знания бывает удобнее подавать не “строго по шагам”, а “сразу наскоком”.

7. При изложении математических правил, определений, закономерностей, заданий я использую простой, неформальный язык. Самое главное – чтобы детям была понятна суть дела. Да и для сказки в целом играет роль гармония звучания, некое следование литературно-творческим канонам.

8. С помощью каждой сказки я стремлюсь дать достаточно сильное, запоминающееся впечатление по поводу какой-то темы из учебного курса. Поэтому тут важны и эмоции, и сюжет, и весь сказочный антураж…

9. В математике, как и в любой науке, есть некий особый дух, некий особый стиль мышления – который обычно передается в традициях научных школ. Его сложно сформулировать словами, сложно объяснить логически. Это качество сознания, которое есть во всех профессиональных математиках, во всех людях, которые изучали математику на достаточно серьезном уровне. И это является важной частью глубокого понимания данной науки. Вполне осознавая, что в начальной школе до этого еще как бы очень далеко, я все же пытаюсь передавать в сказках (литературно-художественными средствами) элементы этого особого психологического типа восприятия. Мне кажется, что такие впечатления очень полезны для учащихся всех классов.

10. Разрабатываемая мной система из математических сказок не претендует на полное изучение всех тем и разделов программы. Это всего лишь подспорье. Так что не ждите слишком многого от этих сказок. Если они помогут вашим детям хотя бы в чем-то – уже будет здорово!

11. Ритм – это важный элемент в каждой сказке. Восприятие детей и взрослых естественным образом лучше работает в ритмическом потоке информации. Поэтому я уделил данному моменту существенное внимание. Вся классическая традиция сказочного творчества опирается на ритмичное построение историй – и по звучанию, и по сюжету, и по ассоциациям, и по логике содержащейся в сказке “полезной информации”… Так что и я следовал данному фундаментальному принципу.

12. При всем том, что здесь написано выше, сказка – это, в первую очередь, таинство “попадания в иную реальность”. Это некая необъяснимая магия. Сказка не “конструируется”, она рождается. И мое дело, по сути, состоит лишь в том, чтобы записывать ее, помогать ей родиться. Конечно, я держу в голове общую методическую концепцию и в целом предварительно продумываю сюжет и его основные повороты… Но главное – я просто описываю то, что вижу, попадая в сказочное пространство, наблюдая за ситуациями и за действиями героев, участвуя в их приключениях. Я просто стараюсь помочь детям и взрослым попасть в этот волшебный сказочный мир, где почему-то происходят всяческие перемешанные с изучением математики удивительные события…