Паучок и букашка

Мама налила всем еще чаю.

Солнечная крыса быстро вылакала все, что было у нее в блюдечке. И сидела тихо-тихо.

А паучок лишь слегка отхлебнул из своей крошечной чашечки. Он погрузился в воспоминания, готовясь рассказывать историю.

Девочка и ее мама тоже сидели тихо, чтобы не мешать ему сосредоточиться. Они понемножку пили чай из своих больших чашек и смотрели на паучка.

– Однажды ночью я патрулировал территорию библиотеки, – так начал он свой рассказ. – Я очень серьезно отношусь к своей работе. Уж охранять – так охранять! Ответственно и беспощадно! И все время нужно быть начеку. Есть немало вредных насекомых, которые не прочь полакомиться страницами книг и переплетами. Случается, и неаккуратные читатели книги портят прямо на полках. А бывает, что мыши по ночам хулиганят. А то и книжки пробуют грызть. Я такое безобразие всегда немедленно пресекаю. Нельзя грызть книги!

Солнечная крыса смущенно потупилась. Ведь дома она довольно часто понемножку грызла книжки и учебные тетрадки.

Но мама с девочкой сделали вид, что к их крысе эти слова не имеют никакого отношения. Они считали, что у нее вполне могут быть маленькие слабости, и не хотели ее смущать.

– Но как же ты справляешься с мышами? – удивилась девочка. – Ведь ты вдвое меньше по размеру, чем любая мышь. Неужели они тебя боятся?

– Я немного изучал дзюдо, каратэ и кунфу. Да и характер у меня очень бойкий, – скромно объяснил паучок. – Меня и люди обычно пугаются…

– Прости, что моя дочка тебя перебила. Продолжай, пожалуйста, твою историю войны с букашкой, – сказала мама.

– Ну так вот, – стал дальше рассказывать паучок. – Патрулировал я библиотеку. Дошел до места, где была организована выставка очень маленьких книг. Бывают такие особенные, совсем крошечные книжечки. Их даже я спокойно могу брать в лапки, листать и читать удобно. Но их, конечно, делают не специально для маленьких животных, а просто для интереса. Это такие диковинные вещицы, типа сувениров. И среди этих маленьких книжечек я обнаружил вредную букашку. Она нагло и беззастенчиво грызла одну из них, хрустя обложкой. Я прямо рассвирепел от такого откровенного зловредства! И, подскочив к этой букашке, сильно укусил ее за заднюю лапку!

– Ей, наверное, было больно, – пожалела букашку девочка.

– Конечно, больно! – свирепым голосом молвил паучок. – Как заверещала эта букашка! Как задрыгала укушенной лапкой! И книжку перестала грызть сразу. А я ей строго сказал: “Нельзя грызть книжки в библиотеке!”

– Совершенно верно! – кивнула мама. – Нельзя грызть книжки в нашей библиотеке!

– А… э… а в других библиотеках можно? – спросила крыса.

– Нигде ничего нельзя грызть! – строго сказала мама.

– Давайте я продолжу, – напомнил о себе паучок. И повел повествование дальше: – Так вот. Букашка тогда убежала. Но маленькая книжечка, которую она почти целиком съела, была уже безнадежно испорчена. Утром я доложил директору библиотеки об этом безобразном ночном происшествии. И директор попросила меня разобраться с этой бумагогрызущей букашкой. Директор считала, что лучше всего изгнать ее из библиотеки вообще. Но я поначалу был настроен не столь сурово…

– Наша директор – очень строгая женщина, – подтвердила мама.

Паучок сделал глоток чая и продолжал:

– Но не так-то просто обнаружить маленькую букашку в такой большой библиотеке. Тем более что эта хитрая тварь усердно пряталась. Я прочесывал полку за полкой, шкаф за шкафом, зал за залом… Но она ловко пряталась и все время меняла свое расположение. И продолжала грызть книги. Так прошло три недели…

– А как она выглядела? – поинтересовалась девочка.

– Ну, размером примерно с меня, даже побольше немного, наверное. Примерно со спичечный коробок то есть. И толстенькая такая, с крепкими лапками, – ответил паучок, снова прихлебывая чай.

– Отъелась на наших книжках, – неодобрительно пробормотала мама.

– А какого она была цвета? – спросила девочка.

– В первый раз я ее толком и не разглядел, темно ведь было, – ответил паучок. – Но вот как раз через три недели я ее увидел во второй раз. Это было днем. Она сидела на столе и грызла лежавшую там книгу о насекомых. Это был выходной, поэтому в библиотеке не было людей. Вот букашка и обнаглела совсем. Я тихонько подкрался к ней сзади и уже собирался задать ей хорошую трепку, как вдруг она обернулась, заметила меня и стремглав умчалась куда-то… Она была темно-синего цвета. И довольно милая на вид…

– Ничего себе! Букашка размером со спичечный коробок! Я бы испугалась! – содрогнулась девочка, представив эту сцену.

– А я не испугался, – скромно, но с достоинством сказал паучок. И вздохнул: – Но догнать букашку я не сумел. Она оказалась очень шустрой. И тогда я понял, что нужно действовать хитростью…

– Наверное, ты налил везде клея? – предположила девочка.

– Зачем? – удивился паучок.

– Чтобы эта зловредная букашка случайно вляпалась в клей и прилипла бы. И она оказалась бы поймана, – разъяснила девочка свою идею.

– Но в клей могли бы вляпаться и посетители библиотеки или сотрудники, – возразила мама.

– Да. Я не стал использовать клей, – сказал паучок. – Я решил применить математические хитрости…

– Это как? – очень удивилась крыса.

Паучок хитро прищурился, сделал глоток чая и объяснил:

– Я написал фломастером объявление на большом листке бумаги. Крупными печатными буквами. И повесил на стену. А объявление было такое:

“В библиотеке завелась глупая букашка! Она не может решить пример 39 + 44″.

– Ты решил сыграть на ее самолюбии? – догадалась солнечная крыса.

– Да, – кивнул паучок. – И эта моя хитрость сработала. На следующий день рядом с моим объявлением на стене была прикреплена записка от букашки. Вот что в ней было:

“Я умная букашка! Я решила пример 39 + 44. И чтобы никто не подумал, что я просто воспользовалась калькулятором, я вам объясню, как я его решала. Легко заметить, что в числе 39 не хватает до числа 40 всего одной единички. Так как 39 + 1 = 40. Поэтому я эту единичку позаимствовала из числа 44 и прибавила к числу 39. А потом было совсем легко. Вместо числа 44 осталось прибавить число 43. Вот я здесь все написала, чтобы вам было ясно:

39 + 44 = 39 + 1 + 43 = 40 + 43 = 40 + 40 + 3 = 80 + 3 = 83

Я очень умная букашка!”

– Удивительно! Неужели она сама решила такой сложный пример?! – поразилась девочка.

– Ну, не очень-то он сложный… Но я, конечно, не ожидал от такой маленькой букашки такой сильной математической прыти, – признался паучок.

Он немножко походил по столу, помахал лапками, чтобы немножко размяться и встряхнуться, и продолжал:

– Я написал новую записку и прикрепил ее на стену:

“Глупая букашка! Ха-ха-ха! Но ты не сможешь решить пример 83 + 14. Ха-ха-ха!”

– Ну, этот-то пример проще предыдущего, – заметила мама.

– Безусловно, – согласился паучок. – Но это я так хотел ее специально раззадорить. Я хотел ее втянуть в соревнование – чтобы она потеряла бдительность и осторожность. Я коварно поступил, очень хитроумно и коварно. И на следующий день она написала ответ:

“Я умная букашка! А пример 83 + 14 решается совсем легко. Надо сначала сложить десятки, то есть 80 + 10 = 90. А потом надо сложить единицы. То есть 3 + 4 = 7. А после этого надо сложить все вместе, вот так: 90 + 7 = 97. Итого ответ 97. Я очень умная букашка!”

– Действительно, нельзя сказать, что она глупая, – прошептала крыса.

– А на третий раз я устроил засаду на потолке, – продолжал свое повествование паучок. – Я притаился в тени потолочной балки, за выступом штукатурки. Я спрятался там заранее, еще днем. Я планировал подкараулить зловредную букашку, когда она будет решать пример из моей третьей записки. А записка была такая:

“Хе-хе-хе! Пошевели мозгами, ничтожное насекомое! Вот тебе пример: 56 + 36. И его тебе никогда не решить!”

Я караулил долго, весь остаток дня, весь вечер и почти всю ночь. И только под утро букашка крадучись приблизилась к моему объявлению на стене. Она его прочитала и принялась решать пример.

Но я не стал дожидаться, пока она его решит, напишет мне ответ и снова убежит, снова спрячется где-нибудь среди книг. Я молниеносно кинулся вниз на своей паутинке. И не успела наглая букашка опомниться, как я связал ей лапки паутиной. Крепко-накрепко связал!

“Ты меня обманул! – закричала она. – Ты коварный паучище! И ты не дал мне решить этот пример. А я очень умная! Я люблю математику! И особенно я люблю примеры на сложение!”

Мне стало ее немного жаль. Конечно, она грызла книги, приносила большой вред библиотеке… Но в общем-то она была не злая, а просто наглая и вредная… И я ей сказал: “Ну так давай, объясни мне, как решить этот пример”.

Букашка стала рассуждать вслух: “Пример 56 + 36 мы решаем, как и обычно. Сначала складываем десятки. Это будет 50 + 30 = 80. А затем складываем единицы. Это будет 6 + 6 = 12. Ясно, что 12 = 10 + 2. Поэтому все вместе получится 92. Такой ответ. Я умная букашка!”

“Что ж, ответ верный, – согласился я. И строгим голосом добавил: – Но теперь ты в плену. За то, что ты уничтожала библиотечные книги. Теперь твоим безобразиям пришел конец. Возможно, директор нашей библиотеки продаст тебя в зоопарк…”

– Наверное, она не хотела в зоопарк, – предположила девочка. Ей тоже почему-то было жаль букашку.

– Ей повезло, – ответил паучок. – Утром в библиотеку пришел солидный дяденька. Он увидел наши записки на стене, увидел рядом связанную букашку, поговорил со мной… Я ему подробно все описал: как букашка книги грызла, как я ее долго не мог поймать, как потом с помощью хитрости все же взял ее в плен…

Дяденька этот оказался директором физико-математической школы. И он очень заинтересовался букашкой. Так и сказал: “Нам в нашей школе такие букашки очень нужны! Я ее заберу с собой. Все наши дети и педагоги будут ей очень рады, я уверен. Будем кормить ее старыми списанными учебниками. Их у нас целая куча в кладовке. А букашка поможет нам сделать уроки математики веселее. Да и вообще всю жизнь в школе она украсит. Ведь она очень милая, шустрая и умная”.

Дяденька поговорил с директором нашей библиотеки. Она согласилась отдать ему букашку безвозмездно и насовсем. Наша директор строгая, но добрая и справедливая.

– И что же? Букашка теперь живет в физико-математической школе? – спросила девочка.

– Да, – кивнул паучок, почесывая себе лапкой пузико. – Тот дяденька иногда приходит к нам в библиотеку. Он говорил, что букашка прижилась у них в школе. Она дружит с детьми и с педагогами. Иногда ей даже поручают замещать учителя во время урока математики. Разумеется, лишь в начальных классах…

– Какая поучительная история! – молвила солнечная крыса. – Если бы ты не поймал эту букашку, то она так и осталась бы вредным насекомым. А теперь она сделалась почти учительницей математики… Теперь она проносит пользу. И наверное, она счастлива…

Мама снова налила всем чая.

Они молча пили чай и размышляли об истории зловредной бумагогрызущей букашки, которая сделалась полезной математической букашкой.

Потом мама, девочка и солнечная крыса попрощались со сторожевым библиотечным паучком. И отправились домой.

Крыса снова ехала у девочки в рукаве куртки. И снова совсем не высовывалась наружу до самого дома.

А паучок остался караулить библиотеку. Он знал, что надо тщательно охранять книжки от всяких зловредных прожорливых насекомых. Да и мышей попугивать надо… А кроме того, ему просто нравилась его работа.