Очень страшная проверка в школе

Миновали новогодние каникулы. Суровые январские морозы стояли день за днем. Но и солнышко ярко светило в чистом голубом небе.

Солнечная крыса частенько засиживалась на подоконнике. Она щурилась от яркого света и довольно поворачивалась к оконному стеклу то одним, то другим боком.

Однажды девочка пришла из школы перепуганная. И сообщила:

– Учительница сказала, что завтра в наш класс нагрянет проверка из районного отдела образования. Будет жуткий тест по математике и кошмарный диктант по русскому языку. А потом еще – чтение адски сложного текста с обилием незнакомых слов. И в классе все время будет присутствовать очень грозная тетенька-инспектор, которая и проведет эту страшную проверку.

Солнечная крыса философски заметила с подоконника:

– Подумаешь! Видала я этих грозных тетенек – еще когда в подвале жила. Как увидят мой длинный голый хвост и мои большие передние зубы – сразу орут и убегают.

– Наша учительница как раз просила тебе передать, что твое тайное присутствие в классе во время завтрашней страшной проверки было бы очень кстати, – сказала девочка. – Наша учительница считает, что ты могла бы очень помочь многим детям, тайком шныряя под партами и перенося записки с подсказками.

– А если инспектор все же заметит крысу? – выразил сомнение в этом секретном плане папа.

– Тогда я просто сделаю вид, что прибежала из подвала. И это будет еще веселее, – улыбнулась умная хвостатая зверюшка. Ей очень понравилась идея снова посетить школу.

На следующий день девочка с крысой пришли в школу пораньше, задолго до начала уроков. Конечно, крыса приехала под одеждой у своей хозяйки, как и обычно.

Они прошли в класс, где уже нервно бродила учительница. Ее руки тряслись и судорожно сжимались, а на лице застыло выражение полного отчаяния.

– Я очень рада, что ты решила нам помочь, – приветливо обратилась она к крысе. – В нашем классе почти все дети учатся довольно плохо. И ясно, что во время столь страшной проверки они вообще могут растеряться и завалить абсолютно всё. Просто от страха совесем перестанут соображать – примерно как я сейчас.

Девочка подбодрила учительницу:

– Мы справимся. Я предупредила всех наших ребят по интернету, что нам будет помогать моя крыса. Пока что я ее спрячу в рюкзаке. Но в нужные моменты она будет вылезать оттуда и секретно разносить подсказки.

Класс постепенно наполнялся учениками. Перед самым началом первого урока появилась и мрачная тетенька из районного отдела образования. Она была очень высокой и хмурой.

“Похожа на фрекен Бок из книжки про Карлсона, – подумала девочка. – Ну да ничего. С помощью моей крысы мы одолеем эту тетку!”

Прозвенел звонок на урок.

Тетенька-инспектор встала перед классом и со злорадной усмешкой на лице молвила громким голосом:

– Вы, конечно, надеетесь во время проверки воспользоваться вашими телефонами… Ха-ха-ха! Я принесла с собой специальную электронную глушилку. Такие используют спецслужбы. И все ваши новомодные электронные устройства не смогут работать. От них не будет никакого проку. Хе-хе-хе!

И она, порывшись в своей объемной кожаной сумке, извлекла небольшой черный приборчик, нажала на нем большую красную кнопку и спрятала его обратно в сумку.

Все дети в классе приуныли. “Теперь положение может спасти только крыса”, – думали они.

А злая тетка продолжала еще более мерзким и еще более злорадным голосом:

– И я буду следить за вашим поведением все время. Вам не удастся ни списать, ни подсказать, ни посоветоваться друг с другом. Это жесткая проверка! Вы пропали! Ха-ха-ха!

“Откуда в отделе образования берут таких злобных тетенек? – удивлялась девочка про себя. – Или они уже там такими становятся?”

Сама она ничуть не испугалась. Ведь рядом в рюкзаке тихонько шуршала ее любимая крыса.

А инспекторша совсем вошла в раж и уже даже не пыталась сдерживать свои агрессивные эмоции:

– Я ненавижу детей, которые плохо учатся! Я вам всем тут сейчас покажу кузькину мать! Вы у меня сейчас попляшете – вместе с вашей бездарной учительницей!

“Во как наяривает!” – думала девочка. Ей все же сделалось немного жутковато.

– Первое задание теста по математике! – громовым голосом возвестила страшная тетенька. – Надо решить пример. Сколько будет 43 – 27, глупые дети, а?

Солнечная крыса в рюкзаке быстро сообразила: “Ага. В примере 43 – 27 удобно сначала вычесть не 27, а 20. Это будет 43 – 20 = 23. И теперь из числа 23 вычтем еще 7. При этом сообразим, что 7 = 3 + 4. Поэтому сначала вычтем 23 – 3 = 20. А потом еще 20 – 4 = 16. Вот и все решение. Ответ 16. Но я на всякий случай проверю: 16 + 27 = … Гм… 10 + 20 = 30, а потом 6 + 7 = 13… Итого, да, 30 + 13 = 43. Все сходится. Я решила верно”.

И она написала на маленьком кусочке бумаги число 16. И показала девочке, оставаясь сама сидеть в рюкзаке.

У девочки были заготовлены стопки малюсеньких кусочков бумаги. В каждой такой стопке было столько листочков, сколько было учеников в классе.

Она вязала одну такую стопку и быстро-быстро написала на каждом листке число 16. И опустила эту стопку листочков в свой рюкзак.

Крыса аккуратно взяла в зубы эти листочки, тихонько выбралась из рюкзака на пол и принялась быстро бегать под партами, раздавая детям ответы на первый вопрос теста.

– Что, никто не решил? Ха-ха-ха! Это очень трудный тест! – продолжала злобствовать тетка, мрачно оглядывая класс.

– Насколько я могу судить, все уже справились с первым заданием, – подала голос учительница. – Можно давать следующее.

И она незаметно подмигнула крысе, которая в этот момент как раз смотрела на нее.

А умная зверюшка тихонько юркнула обратно в рюкзак своей хозяйки и там притаилась.

Инспекторша немного удивилась. Она озадаченно оглядела класс. И увидела, что все ученики уже записали ответ и выжидающе смотрят на нее. Тогда тетенька откашлялась и очень грубым голосом произнесла:

– Второе задание. Надо решить пример 100 – 94. Ха-ха-ха!

Крыса в рюкзаке быстро сообразила: “Ага. Чтобы из числа 94 сделать число 100, нужно добавить всего 6. То есть 94 + 6 = 100. Значит, 100 – 94 = 6. Никаких сомнений!”

И она, написав на бумажке число 6, показала ответ своей хозяйке.

Все повторилось.

Крыса быстро и незаметно разнесла ответы всем ребятам в классе. Она тихонько бегала под партами, пока мрачная тетенька-инспектор смотрела на детей, готовая немедленно пресечь любую попытку списать, подсказать или посоветоваться. Но каждому ученику в классе было достаточно лишь как бы невзначай опустить руку вниз, зажать в пальцах крошечный кусочек бумаги с ответом, а затем незаметно посмотреть, что там написано. Все справлялись с этим легко и без проблем.

– Третье задание! – уже не столь уверенно и не столь грозно произнесла тетка, когда увидела, что все дети в классе снова смотрят на нее, ожидая продолжения. – Сколько будет 87 – 46? Хи-хи-хи!

И еще раз все повторилось.

Крыса легко решила этот пример в уме: “Если из числа 87 сначала вычесть 40, а потом еще 6, то это будет 87 – 40 = 47, а потом 47 – 6 = 41. Ответ получится 41. И проверка: 41 + 46 = 87. Да, все верно!”

Потом она разнесла по классу бумажки с ответами.

– Гм. Четвертый, последний вопрос теста. Сколько будет 84 – 59? Ну уж с этим-то примером вы никогда не справитесь! – из последних сил пытаясь всех обидеть и унизить, прорычала инспекторша.

Однако ей уже было как-то не по себе. Неужели ее никто здесь не боится? Неужели дети в этом классе так хорошо знают математику?

А крыса уже решала в уме: “Так… 84 – 59… Вычту не 59, а 60… Это будет 84 – 60 = 24. Так. И теперь обратно добавлю еще единичку. Итого 24 + 1 = 25. Ответ 25. Действительно, проверим: 25 + 59 = 59 + 25 = 59 + 1 + 24 = 60 + 24 = 84. Все сошлось”.

Скоро каждый в классе получил бумажку с ответом. И каждый написал этот ответ на своем листке с тестом.

– Сдаем результаты! – скомандовала учительница. Она уже выглядела значительно бодрее.

– Посмотрим еще, что они понаписали… – зловеще процедила тетенька из районного отдела образования. И уселась проверять собранные листки с результатами. Она расположилась прямо за столом учительницы. А свою специальную электронную глушилку выключила.

Когда инспекторша завершила проверку всех листков, сданных учениками, она выглядела просто-напросто растерянной. Она не могла поверить в такое чудо! Ни одной ошибки на целый класс!

“Может, здесь собрались какие-то особые гениальные дети?” – подумала в недоумении эта злая тетенька.

Но вслух она грозно сказала:

– Ну ладно. Судя по результатам теста, математика у вас в классе преподается и усваивается хорошо. Отдыхайте пока. Но на тесте по русскому языку я вам задам!

И тут как раз прозвенел звонок на перемену.

Злая тетенька ушла пугать директора школы. А дети в классе озабоченно совещались:

– Как же лучше организовать крысиные подсказки во время теста по русскому языку? Ведь в диктанте будет много сложных слов! Крыса просто не успеет донести подсказку до каждого…

– Я вырублю эту дурацкую глушилку! И вы сможете пользоваться интернетом! – подумав, приняла решение крыса.

Все ободрились.

Прозвенел звонок на урок. Инспектор снова появилась в классе – снова такая же мрачная и грозная. Ей удалось сильно напугать директора школы, завуча и секретаря. И поэтому она снова почувствовала себя уверенно и бодро.

Тетка снова включила электронную глушилку, нажав большую красную кнопку. И объявила насмешливым тоном:

– В качестве диктанта для вас, детки, я выбрала рассказ Льва Толстого “Акула”. Ха-ха-ха! Вы понаделаете в диктанте кучу ошибок! Я в этом абсолютно уверена! Для начала я зачитаю вам весь рассказ. А вы ужасайтесь. Ну а потом я буду диктовать по предложениям. Хе-хе-хе.

Меж тем смелая крыса тихонько проскользнула по полу к учительскому столу. Она неслышно вспрыгнула на стул, ловко перебралась на стол и бесшумно залезла в стоявшую там большую кожаную сумку.

Крыса легко отключила электронную глушилку. И осталась сидеть внутри сумки, чтобы после диктанта включить ее обратно. Ведь инспектор не должна была ничего заметить и ничего заподозрить!

Дочитав рассказ, злая тетенька принялась его диктовать по предложениям. Но все дети уже нашли рассказ Льва Толстого “Акула” в интернете. И теперь спокойно подглядывали в телефоны, чтобы не делать ошибок в словах и в знаках препинания.

Диктант затянулся на два урока. Вредная инспекторша даже не отпустила детей на перемену. Она хотела их совершенно измотать и довести до полного отчаяния.

Рассказ был длинный. Но интернет очень помогал. Конечно, некоторые ученики даже и в таких условиях ухитрялись иногда делать ошибки. Но это случалось крайне редко.

Собрав листочки с написанным диктантом со всего класса, злая тетка сказала:

– Все остаются сидеть на своих местах. Пока я проверяю ваши результаты, вы можете поразмышлять о том, как важно в наше время хорошо учиться в школе. Хе-хе-хе.

Конечно, солнечная крыса уже снова включила электронную глушилку, чтобы инспекторша ничего не заподозрила. Но выбраться незаметно из сумки крыса не успела. Точнее, она могла бы успеть, но замешкалась. Она внезапно представила себя на том корабле, на котором происходило действие рассказа Льва Толстого “Акула”… Живое воображение солнечной крысы понесло ее куда-то в далекие моря, в прошлые века…

Грозная, мрачная и ужасная инспекторша направилась к своей сумке, чтобы отключить глушилку.

Все в классе похолодели от страха. Неужели сейчас все откроется?! Неужели злая тетка обнаружит крысу и все сразу поймет?!

Но у учительницы были еще припрятанные козыри. Она сделала как бы случайное движение рукой по кругу.

И тут же за окном две вороны на ветке дерева чрезвычайно громко закаркали и захлопали крыльями. Через мгновение одна из них уже перелетела на карниз – прямо за окном класса! Другая немедленно спланировала туда же. И они устроили жуткую драку!

Вороны кричали так громко и так ужасно, что не обратить на это внимание было просто невозможно. Они наскакивали друг на друга, били друг друга крыльями и клювами, пинали друг друга лапами… И все это происходило прямо за оконным стеклом, прямо на карнизе за окном!

Казалось, что две птицы так сильно ненавидят друг друга, что вообще не замечают ничего вокруг. Они дрались с удивительной яростью и с потрясающей энергией. Это было очень интересное зрелище!

Тетенька-инспектор ошарашено наблюдала за дракой ворон. Про свою дурацкую электронную глушилку она и забыла думать…

А крыса тем временем очнулась от своих грез, бесшумно выскользнула из сумки на стол, затем спустилась на стул, потом спрыгнула на пол и шмыгнула под парту.

Учительница, видя, что крыса уже в полной безопасности, крутанула рукой еще раз.

И вороны тут же перестали изображать драку и улетели.

Все дети в классе знали, что это почти ручные вороны. Учительница их ежедневно подкармливала и подолгу беседовала с умными птицами.

Конечно, все было заранее подстроено. Никакой драки на самом деле не было. Просто в нужный момент по условному знаку рукой птицы устроили весь этот шурум-бурум. Ведь надо было отвлечь злую тетку, чтобы крыса могла спокойно вылезти из ее сумки и скрыться.

Выключив глушилку, инспектор уселась проверять результаты диктанта.

По мере проверки глаза ее все больше и больше лезли на лоб. Так мало ошибок в таком сложном и длинном диктанте! Это что-то небывалое! Неужели здесь действительно собрались дети-гении?

Она проверяла до перемены. И потом, встав перед классом, объявила – уже почти обычным, почти нормальным человеческим голосом:

– Всего пять человек сделали ошибки. И то всего по одной. Остальные написали диктант вообще без ошибок. Феноменально! За всю историю моей многолетней педагогической практики это первый такой случай. Я потрясена вашими знаниями до глубины души. Вы просто ну очень крутые!

Все дети довольно заулыбались, скромно потупив взоры.

А учительница, стараясь скрыть свое торжество, заметила слегка недовольным тоном:

– Ну, пять человек все же сделали по одной ошибке… Значит, нам еще есть, над чем поработать…

Инспектор немного подумала и сказала:

– Тест по чтению проводить не будем. Зачем нам зря тратить время? И так уже ясно, что вы все можете блестяще с ним справиться. Пойду-ка я лучше погуляю по свежему воздуху. Люблю январский мороз и скрип снега под ногами!

Она вежливо попрощалась с классом и с учительницей, взяла свою большую кожаную сумку и ушла, весело насвистывая какой-то мотивчик…

– Все молодцы! Особенно крыса! – похвалила учительница детей и умную зверюшку, когда шум шагов тетеньки-инспекторши затих вдали в школьном коридоре.

После этого все стали хвалить и благодарить солнечную крысу. А она сидела на парте, довольная и веселая, слушала похвалы в свой адрес, кивала усатой мордой и неспешно грызла кусочек очень вкусного сыра, которым ее угостила учительница.

Уже дома, рассказывая маме, папе и бабушке о том, как прошла страшная проверка в школе, девочка спросила их:

– А почему эта тетенька из районного отдела образования вела себя столь злобно, грубо и агрессивно? Неужели она и вправду такая злая и жестокая?

Бабушка улыбнулась и предположила:

– Наверное, она вовсе не такая злая, как старается казаться. Просто работа у нее – контролировать да стращать… Если инспекторов бояться не будут, то все в школах совсем разболтаются – и учителя, и ученики…

– Да уж… Гм… – неопределенно пробормотал папа, которому на его работе как раз приходилось часто выступать в роли грозного и свирепого начальника – чтобы пугать работников и заставлять их работать лучше.

– А по-моему, лучше было бы проверять школьников и учителей по-доброму… – высказала мама свое мнение. – Это было бы более весело и более человечно…

– Ну, что касается веселья, так нам во время этой страшной проверки как раз было очень весело! Совсем не было скучно! – сказала девочка.

А солнечная крыса слушала все это, молчала и лишь чему-то задумчиво улыбалась.

– О чем ты думаешь? Почему ты улыбаешься? – спросила ее девочка.

Крыса ответила:

– В сумке у той тетеньки были бутерброды с сыром, сдобное печенье и термос с какао… И пахло там так изумительно! Очень приятно вспомнить этот плотный аромат внутри сумки! Мне, конечно, хотелось попробовать – печенья или сыра с бутербродов… Но я помнила про свой долг и про осторожность. И поэтому ничего не стала в сумке есть.