Дрессировка девочки

Однажды в гости к маме и папе пришла соседка – попить чаю и поболтать.

Она увидела солнечную крысу, протянула ей булочный сухарик и поинтересовалась:

– Это у вас дрессированное животное или глупое?

Оскорбленная солнечная крыса швырнула сухарик обратно в соседку и фыркнула возмущенно:

– Фр! Сама ты дрессированная и глупая!

Соседка открыла рот и хотела тоже возмутиться. Но вовремя посмотрела на лица папы, мамы и девочки – и решила промолчать. Она закрыла рот и деланно улыбнулась.

В наступившей неловкой тишине все продолжали пить чай. Обиженная крыса демонстративно повернулась ко всем спиной и смотрела в окно, сидя на подоконнике.

– Ну извините… – произнесла наконец соседка смущенно. – Я же не знала, что ваша зверюшка такая умная и понятливая. Простите меня, пожалуйста.

И все сразу ее простили.

Солнечная крыса повернулась к столу и уже безо всякой обиды в голосе пошутила:

– Науке давно известно, что отсутствие хвоста, шерсти и длинных зубов – это еще не признак высокоразвитого существа. Это как раз многих людей нужно дрессировать…

Все посмеялись.

Беседа снова оживилась. Соседка сделала выводы и больше не позволяла себе нетактичных высказываний в адрес домашней любимицы. Папа и мама вели себя как гостеприимные хозяева. Ну а девочка просто вела себя хорошо. Словом, чаепитие удалось.

Когда соседка ушла, мама подала идею:

– Хорошо бы наша милая крыса немножко подрессировала бы нашу милую доченьку – поучила бы ее решать задачи и примеры по математике.

– Ну, если поощрять меня чем-нибудь очень-очень вкусным, то я согласна… – тут же сориентировалась девочка. – Во время дрессировки животных всегда поощряют за правильные действия. Им дают что-то вкусное, какое-то особое лакомство…

– Гм, – с сомнением почесал затылок папа.

– Может быть, маленькие кексики с черничным вареньем внутри? – подумав, предложила мама.

– О! Да! – воскликнула девочка. – По кексику за каждый верный ответ!

Мама принялась замешивать тесто.

Папа лег на диван, чтобы подумать о завтрашнем совещании на работе.

А девочка и солнечная крыса отправились играть в маленькие разноцветные мячики. Эти мячики им недавно подарила бабушка – как раз чтобы домашняя зверюшка не скучала.

Крыса с упоением гоняла мячики по комнате. Размером каждый из них был с небольшой апельсин. И многие были как раз оранжевого цвета. Но в наборе имелись и красные, и зеленые, и синие, и желтые, и даже фиолетовые мячики. Они были довольно мягкие и прыгучие.

– Молодец бабушка! – сказала девочка, когда они с крысой, наигравшись, расположились отдыхать прямо на полу. – У нас теперь есть целых 50 штук разноцветных мячиков! Отличный набор!

– Бабушка у тебя просто супер! – согласилась солнечная крыса, обнюхивая свой хвост и счищая с него засохшую капельку сметаны.

Потом она повертела мордой, оглядывая комнату, и спросила:

– А ты умеешь быстро соображать?

– Смотря что, – осторожно ответила девочка. – Небось ты опять про математику? У тебя появилась какая-нибудь математическая идея новая?

– Да, – кивнула крыса. – Я подумала, глядя на наши чудесные мячики, что их ровно 50 штук и что их запросто можно делить на две части – тебе и мне. И вот, допустим, я взяла себе сколько-то мячиков. Ты сумеешь быстро сообразить, сколько осталось тебе?

– Давай попробуем, – предложила девочка. – Впрочем, нет. Это лучше я буду делать в ходе дрессировки меня – за кексики с черничным вареньем. За каждый верный ответ ты будешь давать мне кексик. Поэтому надо подождать, пока мама их напечет. А иначе зачем я зря буду думать?

– Странная ты девочка, – удивилась крыса. – Что значит “зря думать”? Лично мне думать – это удовольствие. И математические примеры и задачки решать – это удовольствие. Особенно когда что-нибудь новенькое и интересное…

– А я не такая… – лениво протянула девочка, развалившись на полу и глядя в потолок. – Я гуманитарная натура… Меня математика не увлекает… Сочини лучше пока стихотворение какое-нибудь. Пока кексики пекутся.

– Гм. Надо попробовать… – задумчиво произнесла крыса, глядя в окно. – Вдохновение вроде бы у меня сейчас есть… Но темы подходящей вроде бы не нахожу пока…

Раздался звонок в дверь.

Это снова пришла соседка. В руках у нее был маленький пушистый котенок.

– У нас уже есть домашнее животное! – грозно зарычал папа. – Нам не нужен еще и котенок!

– А я вам его и не предлагаю, – обиженно поджала губы соседка. – Это мой котенок. Он живет у меня уже целую неделю. А сюда я его принесла просто на время – пусть он тут у вас поиграет, если хотите.

– Хотим! – обрадовано воскликнула девочка, беря котенка на руки. Она погладила его, и котенок довольно замурлыкал.

Папа пробурчал что-то себе под нос, потом неохотно извинился перед соседкой и ушел в комнату снова размышлять о завтрашнем совещании на своей работе.

– Он очень хочет играть, а у меня сейчас много срочных дел, мне надо сосредоточиться на них и некогда возиться с котенком, – объяснила соседка. – Вот я и подумала, что всем нам будет удобнее и веселее, если я его принесу сюда на вечер…

И она ушла.

Оказавшись в комнате на полу среди полусотни разноцветных маленьких мячиков, котенок очень оживился. Он принялся гонять их лапами и забавно прыгать через них, иногда при этом заодно и кувыркаясь.

Потом они стали играть с девочкой в бантик на веревочке. Потом – в прятки. Потом – в ловлю на лету бумажного шарика…

Наконец котенок немного устал. Он завалился на бок на кресле, зевнул и попросил:

– Мяу. Научите меня чему-нибудь интересному, пожалуйста.

– Я поучила бы тебя немножко математике, но ты еще такой малыш… Даже и не знаю, сможешь ли ты что-нибудь сообразить в счете… – с сомнением молвила солнечная крыса, сидя на диване.

– Я постараюсь, – пообещал котенок, снова приободрившись и поднимая голову. – Я уже знаю числа до ста и даже дальше. Меня моя хозяйка научила. Но складывать и вычитать я пока не умею почти. Однако мне очень бы хотелось освоить эти математические навыки. Мяу.

Девочка с удивлением вздохнула:

– Ну и ну! Что ли, все домашние животные больше математикой интересуются, чем мы, обычные человеческие дети?

Проходившая по коридору мама услышала это и даже рассмеялась:

– Ха-ха-ха! Что ты! Бывают очень необразованные домашние животные! Вот у нас, помню, в деревне в детстве жила корова, так она считать умела только до десяти, а читать не умела вообще. И у моей подруги, с которой мы вместе в библиотеке работаем, есть пес, который вообще не желает ни числа учить, ни буквы… Позор, я считаю…

Маленький котенок, продолжая лежать в кресле, поинтересовался:

– А вы знаете что-нибудь про стихи? А то я еще не очень понял, что это такое… Моя хозяйка мне пыталась объяснять, но я не понял почти ничего из ее объяснений…

– Молодец! Ты очень любознательный малыш! – похвалила его крыса. – А стихи – это… ну, например…

Она приподнялась на задние лапки и произнесла нараспев:

У крысы котенок в гостях.

Они говорят о стихах,

А также о пользе знаний

И творческих изысканий.

Чтоб звезды считать в Галактике,

Подумай о математике!

После этого она скромно потупила взор и пояснила:

– Это я сейчас сочинила. Просто для примера. Чтобы ты понял, что такое настоящие стихи… Хотя, конечно, вот так сразу этого не понять…

Маленький котенок некоторое время поразмышлял и спросил:

– А зачем пишут стихи?

Солнечная крыса мудро усмехнулась и ответила:

– Я сочиняю стихи просто потому, что мне это нравится. Это главная причина. Меня радует такое занятие. Мне это интересно. Для меня это такая как будто игра… Но, конечно, еще хочется, чтобы мои стихи понравились кому-то еще… Я раньше даже о славе мечтала, хотела стать знаменитой… Но теперь я поняла, что слава не имеет почти никакого значения для настоящего поэта.

– Как так?! – поразился котенок.

– Да вот так, – еще мудрее усмехнулась крыса. – Теперь мне вполне достаточно, если мое стихотворение просто улучшит настроение – мне и моей любимой хозяйке. Ну и в изучении математики это иногда помогает. А слава… Мне в общем-то теперь по барабану, прославлюсь я или нет…

– По какому барабану? – не понял маленький котенок.

– Это выражение такое, – объяснила ему девочка. – Оно означает, что все равно, безразлично, до лампочки…

– До какой лампочки? – снова не понял котенок.

– Выражение “до лампочки” означает то же самое, что и выражение “по барабану”, – степенно молвила крыса, слегка помахивая хвостом.

– Кексики готовы! Можно приступать к дрессировке! – крикнула с кухни мама.

Скоро они все организовали. На письменном столе появилось большое блюдо с маленькими кексиками, а также пакет молока, кружка, блюдечко и крошечная пластмассовая вилочка для бутербродов. Крыса села рядом.

– Собери все мячики в центре комнаты и разложи их в 5 ровных рядов по 10 штук, – сказала крыса котенку.

Он быстро и ловко выполнил это задание.

– А теперь откати в сторону 16 мячиков, – скомандовала солнечная крыса с письменного стола. – Для этого используй целый ряд, то есть 10 мячиков, и еще 6 мячиков из другого ряда.

Котенок с удовольствием стал бить лапами по мячикам, откатывая их в сторону.

Как только 16 разноцветных мячиков раскатились по комнате, девочка сказала:

– Я уже сосчитала то, что осталось. Это 3 ряда по 10 мячиков, то есть 30 штук. И еще 4 мячика. Всего это 34 штуки.

И она написала на листке бумаги:

16 + 34 = 50

Крыса подцепила маленькой вилочкой один кексик и переложила его на блюдечко.

Девочка не спеша съела кексик, запивая его молоком.

А котенок тем временем собрал раскатившиеся по комнате мячики обратно. И снова уложил их в 5 ровных рядов по 10 штук.

– Черничное варенье внутри – вот что самое ценное! – молвила девочка. – Дрессируйте меня дальше!

И тут же, по команде крысы, котенок разбросал по комнате 32 мячика. Для этого он раскидал 3 ряда по 10 штук и еще 2 мячика из четвертого ряда. Все они раскатились по комнате. И котенок забрался за некоторыми из них под диван.

– Осталось 18 мячиков, – сосчитала девочка. – Вот один целый ряд, это 10 штук. И еще 8 штук.

Она написала:

32 + 18 = 50

– Молодец! – похвалила ее крыса и дала на вилочке еще один кексик.

Пока девочка его ела, котенок снова скатил все мячики в центр комнаты и расположил их ровными рядами по 10 штук в ряду.

– А теперь уберем 41 мячик! – скомандовала крыса. – Посмотрим, справится ли дрессируемая с такой задачей!

Котенок принялся с огромным энтузиазмом расшвыривать мячики, урча и подпрыгивая от восторга.

Девочка с интересом наблюдала за ним. И когда он закончил, сказала:

– Осталось всего 9 мячиков.

И написала:

41 + 9 = 50

Крыса на вилочке передала ей заслуженный кексик. И объявила:

– Перерыв! Я тоже хочу погрызть чего-нибудь вкусного! Да и малыша можно угостить чем-нибудь!

Мама, услышав это с кухни, сразу принесла на блюдечке немного сметаны для котенка и кусочек вареной картофелины для крысы. Они поблагодарили и стали кушать.

Девочка, пока они ели, собрала мячики, разложила их ровными рядами по 10 штук и снова уселась за свой письменный стол.

– Дрессировка продолжается! – молвила крыса, доев картошку. – Теперь убираем 23 мячика!

Но котенок еще ел сметану и не хотел отвлекаться.

– А я так соображу, в уме, – хмыкнула девочка, глядя на мячики. – Я представлю, что 23 мячика уже убрали… Это 2 ряда по 10 штук и еще 3 штуки в третьем ряду… Так… Останется 27 штук!

Она написала на листочке:

23 + 27 = 50

– Да! – крикнула крыса. И вилочкой переложила на блюдечко своей хозяйке следующий кексик.

Пока девочка с ним управлялась, котенок доел сметану.

– Раскидывай 12 мячиков! – скомандовала крыса. И принялась отчищать морду от остатков картошки.

Котенок, весело прыгая и мяукая, разогнал по комнате 12 мячиков. И уселся, навострив уши. Ему очень нравилась такая игра-дрессировка!

Девочка посмотрела на оставшиеся в центре комнаты мячики в ровных рядах и быстро сообразила:

– Осталось 38 штук. Вот 3 ряда по 10 штук и еще 8 штук отдельно в неполном ряду.

На листке бумаги она изобразила:

12 + 38 = 50

– Отлично! – похвалила ее крыса и дала ей еще кексик.

Доев и его, девочка предложила:

– Можно просто на бумаге пример писать – и я сразу буду соображать. Буду сначала пустое место для ответа оставлять.

– Хорошо, – согласилась крыса. – Тогда представим, что мы удалили 29 мячиков.

Девочка написала:

29 + = 50

И стала рассуждать:

– Здесь, чтобы получить в итоге 50, надо добавить 21, это ясно.

– Мяу. Почему? – спросил котенок, который уже залез на письменный стол и сел там, умывая мордочку.

– Потому что 50 – это 5 десятков. Мы отняли 29, то есть 2 десятка и 9 единиц. Ну и от числа 50 останется тогда еще 2 десятка и всего одна единица. Ведь 9 + 1 = 10, то есть это как раз еще один десяток, пятый. Получается, что останется 21.

И она написала:

29 + 21 = 50

– Гениально! – восхитился котенок.

А девочка скушала еще один кексик и скомандовала:

– Еще пример!

– Убираем 43 мячика! – сказала крыса.

И девочка, лишь чуть-чуть поразмышляв, написала:

43 + 7 = 50

Она съела еще кексик и вздохнула:

– Наелась.

– Тогда дрессировка окончена! – торжественно объявила солнечная крыса.

И они втроем стали просто болтать о том о сем.

Когда поздно вечером за котенком пришла его хозяйка, папа специально поднялся с дивана, вышел в коридор и сказал ей:

– У вас прекрасный маленький умный котенок! Очень смышленый и шустрый! От него нам очень много пользы! Приносите его к нам почаще!

И соседка пообещала непременно так и делать.