7. Прыжково-математический тренажер

Как вы, вероятно, помните, маленькая гоблинша Юлька сильно задумалась после истории с проникновением зайцев-разведчиков на секретный подземный склад шоколада в поселке гоблинов. Она размышляла о том, что неплохо было бы тоже тайно проникнуть в поселок зайцев – и разведать там что-нибудь секретное.

Юлька поделилась этой идеей со своей подружкой Яськой. И они решили вдвоем совершить этот подвиг смелой разведки.

И вот однажды ночью две маленькие гоблинши отправились в путь при свете Луны. Они бесшумно крались по лесу. Иногда им встречались совы или летучие мыши. Да ветер шумел в верхушках деревьев – заунывно и страшно.

Но Юлька и Яська были очень смелыми. Кроме того, они привыкли жить в лесу, так что ночные деревья и ночные лесные шорохи не казались им такими уж страшными. А еще гоблины умеют достаточно хорошо видеть в темноте.

И вот подкрались Юлька и Яська к поселку зайцев. Притаившись под густой елкой, они размышляли, куда им двинуться дальше.

– Скоро начнет светать, – прошептала Яська, вглядываясь в домики и землянки, разбросанные среди деревьев и кустов.

– Ну и хорошо, – прошептала в ответ Юлька. – В темноте все равно ничего особо интересного не увидишь. Да и зайчики все спят, так что смотреть не на кого. Давай спрячемся где-нибудь и будем тихо сидеть и наблюдать.

Яська согласилась на такой план. И они тихонько прокрались мимо нескольких домиков, миновали две большие беседки, обогнули огород с капустой и морковкой и очутились на краю довольно широкой поляны. Здесь росли три очень густые и очень высокие ели.

Юные гоблинши посовещались и решили спрятаться на одной из этих елок. Они ловко и почти бесшумно вскарабкались наверх и удобно устроились среди ветвей. Отсюда прекрасно просматривалась вся поляна. Юлька и Яська затаились и приготовились наблюдать.

Луна серебрила мокрую от росы траву. Повсюду порхали ночные бабочки. Звезды на небе то появлялись, то прятались за бегущими облаками. Маленькие гоблинши тихо сидели высоко среди еловых ветвей и поглядывали по сторонам.

Поселок зайцев выглядел совершенно спящим. Нигде не было слышно ни голосов, на каких-либо других звуков.

Так прошло около часа.

Стало понемногу светать. Из некоторых домиков начали выходить зайчики. Они потягивались, зевали, умывались, делали зарядку, а потом разбредались по своим делам.

На поляне перед елкой, на которой спрятались Юлька и Яська, постепенно собралась компания молодых зайчиков во главе с матерым зайцем внушительного вида.

Сквозь ветки деревьев уже вовсю светило поднимающееся солнышко. На поляне сделались видны странные приспособления. Это были бревна, которые лежали на земле параллельно друг другу. С елки они выглядели как черточки на траве, идущие одна за другой. Но на самом деле это были толстые бревна, длиной около трех метров каждое. И они были аккуратно стесаны сверху – до плоской поверхности.

Юлька пересчитала бревна и шепнула:

– Тут этих бревен десять штук. Неспроста это!

Яська согласно кивнула. Она подумала немного и предположила:

– Наверное, это что-нибудь связанное с таблицей умножения. Хитрость какая-то специальная.

Зайчики на полянке тем временем собрались с одной стороны этого странного приспособления из бревен. Старый матерый заяц поднял лапу, требуя внимания. Все затихли, ожидая, что он скажет.

Солнышко поднялось еще выше. И в его лучах стали хорошо видны деревянные щиты с числами, приколоченные к торцам лежащих на земле бревен.

– Встаньте на стартовую черту! – громко скомандовал старый заяц.

Все молоденькие зайчики аккуратно выстроились около лежащей на траве длинной рейки, расположенной на некотором расстоянии от начала последовательности толстых бревен.

Матерый заяц стал объяснять:

– Каждый из вас должен хорошо выучить таблицу умножения на 2. Для этого мы используем разные методы обучения. Один из них – это особый прыжково-математический тренажер из бревен. Он было изобретен в нашем племени в незапамятные времена. И с тех пор его устройство передается из поколения в поколение.

– Вот это да! – прошептала Юлька.

– Ничего себе! – тоже удивилась Яська.

А старый заяц на поляне продолжал:

– Расстояние от стартовой рейки до первого бревна составляет ровно 2 метра. И далее все бревна идут друг за другом ровно через 2 метра.

– А что это за числа написаны на щитах? – спросил один из маленьких зайчиков.

– Цыц! – строго сказал ему матерый заяц. – Не перебивай старших! Я все объясню по порядку. А кто будет перебивать – отправится прямо сейчас на огород полоть морковку!

– Во как у них строго с дисциплиной! – шепнула Яська подружке.

Юные гоблинши очень осторожно, стараясь не шуметь, слегка переместились на ветках – чтобы лучше видеть происходящее внизу.

– Итак, сначала вы прыгаете со стартовой позиции на первое бревно, – продолжал разъяснения матерый заяц. – На первом бревне, видите, написано число 2. Это означает, что расстояние от стартовой рейки тут ровно 2 метра. Ясно?

Маленькие зайчики закивали головами, давая понять, что им все ясно. Им уже очень хотелось начать прыгать.

Старый заяц обвел их суровым взглядом и сказал:

– А потом вы прыгаете с первого бревна на второе. И ваше расстояние от старта уже становится равным 4 метра. Вот именно поэтому на щите, приколоченном ко второму бревну, написано число 4. От старта это получается 2 промежутка по 2 метра. То есть 2 х 2 = 4 метра…

– А потом мы прыгаем на следующее бревно, да? На нем написано число 6. И это означает, что, сидя на данном бревне, мы будем находится от старта на расстоянии ровно 6 метров. Поскольку тут уже получится 3 промежутка по 2 метра. То есть это 2 х 3 = 6 метров. Да? – снова не утерпел тот же самый маленький зайчик.

Матерый заяц проворчал:

– Опять перебиваешь… Но сообразил ты верно, молодец. Но вообще-то помолчи, пока я всем все подробно объясню…

– А мы уже все поняли! Мы все поняли! – закричали все маленькие зайчики хором и запрыгали на месте у стартовой черты. – Каждое следующее бревно прибавляет расстояние от старта на 2 метра. То есть если мы умножим число пропрыганных бревен на 2, то мы и получим каждый раз расстояние от стартовой рейки.

– Верно! Молодцы! – похвалил их старый заяц. – Сообразили правильно. Тогда давайте прыгайте по одному и говорите при этом, сколько вы пропрыгали от старта. Можете просто называть числа на щитах.

Маленькие зайчики посоветовались между собой, решая, кто за кем будет прыгать. Они распределили очередность и приготовились, ожидая команды старого матерого зайца.

Он еще раз оглядел своих учеников, делая строгий вид, а потом скомандовал:

– Первый пошел!

И первый маленький зайчик поскакал по прыжково-математическому тренажеру, весело выкрикивая при каждом прыжке с бревна на бревно:

Два!

Четыре!

Шесть!

Восемь!

Десять!

Двенадцать!

Четырнадцать!

Шестнадцать!

Восемнадцать!

Двадцать!!!

Матерый заяц одобрительно посмотрел на него и произнес:

– Отлично! Ты справился!

Потом стали прыгать другие маленькие зайчики. Все они безошибочно называли числа из таблицы умножения. Но не целиком примеры, а только их результаты.

– Какие ученые зайчики! – шепнула Яська Юльке. Та вздохнула и кивнула. Конечно, было обидно, что у зайцев есть такой прыжково-математический тренажер, а у гоблинов нет.

В это время снизу послышалось:

– Эй, маленькие гоблинши на елке! Спускайтесь! Мы вас давно заметили! Обещаем, что обижать не будем. Мы не обижаем маленьких вообще. Да и больших далеко не всегда обижаем…

Юлька и Яська переглянулись. А они-то думали, что зайцы – лопоухие сони, которые не охраняют ночью свой поселок!

– Сейчас спустимся! – крикнула Юлька. – Но только как же вы нас обнаружили? Мы ведь так тихо прокрались. И тут так хорошо спрятались среди веток…

– Наш дозор вас еще ночью заметил, когда вы к поселку подошли. Но сторожа решили вас не трогать, а посмотреть, что вы затеяли. Спускайтесь! – прокричали снизу.

– А вы нас точно бить не будете? – спросила Яська.

– Точно! – пообещали зайцы.

Юлька и Яська спустились с елки на землю. После этого их провели на поляну к прыжково-математическому тренажеру. Маленькие гоблинши с большим интересом разглядывали вблизи стартовую рейку, обтесанные сверху бревна и щиты с числами.

Матерый заяц спросил их:

– Хотите здесь попрыгать?

– Да может, они вообще ничего тут и не поняли в конструкции нашего тренажера! Может, они вообще ничего в математике не смыслят! – подал голос какой-то зайчик, неодобрительно поглядывая на разоблаченных разведчиц.

– Гоблины не глупее зайцев, – с достоинством ответила ему Юлька. – И мы тут все прекрасно поняли с елки.

– Да, – подтвердила Яська. – Каждое бревно отстоит от предыдущего на 2 метра. Поэтому для того, чтобы определить расстояние, которое ты пропрыгал от старта, нужно умножить 2 метра на число твоих прыжков. То есть на номер того бревна, на котором ты стоишь в данный момент. И результат этого умножения как раз и написан на щите, приколоченном к концу этого бревна.

– Кстати, почему вы не написали на бревнах их номера? – поинтересовалась Юлька. – Было бы еще удобнее. Напишите сверху на каждом бревне числа от 1 до 10 по порядку.

– Э-э-э… – несколько смутились зайцы. – Мы… это… Нам как-то раньше в голову не приходило… Мы просто из поколения в поколение копировали древнюю конструкцию этого тренажера.

Все помолчали.

Потом старый заяц сходил за ведерком с краской и за кистью. И написал на каждом бревне сверху его номер.

– Теперь наш тренажер будет еще более эффективным! – сказал он. – Теперь будет ясно: вот номер бревна, а вот на щите тут же это число, умноженное на 2.

– Ура!!! – хором закричали маленькие зайчики, взрослые зайцы, Юлька и Яська.

– Так вы будете прыгать? – спросил матерый заяц юных гоблинш.

– Мы не умеем так далеко прыгать, – вздохнула Яська. – Мы же не зайчики. Для нас расстояние в 2 метра – это очень много.

А Юлька лишь печально шмыгнула носом.

– Не горюйте! – ободрил их старый заяц. – Хотите, я возьму вас в лапы и попрыгаю с вами по тренажеру? А вы при этом будете вслух произносить примеры из таблицы умножения.

Он взял на одну лапу Юльку, а на другую лапу Яську – и встал у стартовой рейки.

А потом легко прыгнул на первое бревно. А потом – на следующее. И на следующее…

А маленькие гоблинши громко кричали при каждом прыжке:

Дважды один – это два!

Дважды два – это четыре!

Дважды три – это шесть!

Дважды четыре – это восемь!

Дважды пять – это десять!

Дважды шесть – это двенадцать!

Дважды семь – это четырнадцать!

Дважды восемь – это шестнадцать!

Дважды девять – это восемнадцать!

Дважды десять – это двадцать!!!

После этого матерый заяц опустил их на землю и неожиданно рявкнул страшным голосом:

– А теперь шустро бегите домой, а то я вас съем!

– Ха-ха-ха! – засмеялись Юлька и Яська. – Зайцы же не едят гоблинов!

И они помчались во весь дух в сторону своего поселка.