Принцип мягкого лидерства в воспитании и обучении детей и подростков

prinzip-myagkogo-liderstva

Лидер вовсе не обязательно должен быть жестким, инструктирующим и контролирующим. Это всего лишь один, более привычный вариант. На самом деле, лидер может быть и мягким, уступчивым, ведомым, помогающим… И особенно важно это в области воспитания и обучения.

Когда-то я сам был убежден, что хороший лидер – это тот, кто командует, кто настаивает на своем, кто ведет коллектив своей волей. Я не мыслил другой концепции лидерства. Ну просто в голову не приходило. И конечно, я старался быть именно таким – настоящим вожаком.

Но потом жизнь научила меня уступчивости, скромности и мягкости. Да и мои маленькие дети показали своему молодому папе, что во многих случаях они сами гораздо лучше направляют ситуацию. Предоставление ребенку определенной свободы (в разумных рамках, конечно, и с подстраховкой) оказалось существенно более эффективным, чем жесткие дисциплинарные требования на каждом шагу. Естественное уважение к детям, к их выбору – это стало привычным для меня. Но все же в голове сидело: лидер (то есть я – как папа и как домашний педагог) должен вести за собой, должен управлять.

А потом мне попалась небольшая книжка Джона Хейдера “Дао лидера”. В ней автор, американский практический психолог, ведущий тренингов для руководителей различных коллективов, переложил идеи классической китайской книги “Дао дэ цзин” на ситуацию работы лидера группы.

Концепция мягкого, осторожного, чуткого и деликатного лидерства очаровала меня сразу! Она настолько прояснила мое понимание того, как руководить своими детьми, что я просто диву дался. Уровень моего осознания множества конкретных моментов воспитания и обучения существенно вырос.

Книга “Дао лидера” сделалась для меня настольной на многие годы. И до сих пор я в нее периодически заглядываю – настолько там емкие и практически удобные формулировки. Мне сложно судить, как все это работает в других сферах, но в педагогике изложенные в “Дао лидера” принципы работают великолепно!

Конечно, в материал книги нужно вчитаться, вдуматься, соотнести его со своим опытом и со всеми своими педагогическими действиями и ситуациями. Джон Хейдер говорит не о религии и не о философии, а предлагает простые и прямые рецепты из области практической психологии.

Успех нашего проекта семейного обучения во многом связан именно с тем, что я пользовался советами из “Дао лидера” – как при взаимодействии со своими детьми, так и при взаимодействии со школьными учителями и администрацией. Я использовал ясные и четкие рецепты – и каждый раз поражался их эффективности.

Понятно, что все это случилось и потому, что такова моя натура. Прочитав “Дао лидера”, я осознал, какой стиль лидерства будет естественен лично для меня. Возможно, люди другого типа должны руководить по-другому – более жестко и решительно… Но я очень рад, что нашел именно свой подход, настолько хорошо соответствующий моему складу личности и характерам моих детей.

Самое главное, что дает книга Джона Хейдера, – это сам образ мягкого лидера. Читаешь – и понимаешь законы мягкого руководства, структуру и суть своих действий. Ведь это очень важно – иметь опорные точки для принятия решений во множестве самых разных ситуаций.

Мягкий лидер – это тот, кто умеет уступать и отступать. Умеет вести группу без насилия и принуждения. Умеет облегчать конфликты. Умеет помочь каждому человеку в группе найти его индивидуальную самореализацию, его личный успех… Мягкий лидер не навязывает свою волю, не подавляет других. Он способствует естественным процессам роста и развития. Сила мягкого лидера не в доминировании, а в психологической поддержке, в позиции внимания.

Да, разумеется, иногда и мягкому руководителю приходится проявлять власть, приходится быть жестким и действовать решительно. Но при правильном подходе такие включения редки – не более 1-2% от всей работы с группой. Основное же время лидер действует спокойно, деликатно и очень вежливо. Детям и подросткам важно ощущать границы дозволенного поведения, важно иногда чувствовать конкретное направляющее воздействие. Но лишь иногда.

Понятно, что концепция мягкого лидерства – не панацея. А кому-то она, может, вообще не подходит. Но, на мой взгляд, хотя бы элементы мягкого подхода хорошо бы освоить даже традиционному, жесткому руководителю – для более полного спектра возможных действий в сложных и непонятных ситуациях. А уж в педагогике таких ситуаций – на каждом шагу.

Когда ребенок настаивает на чем-то своем, когда он противится нашему направляющему воздействию, когда бурно или пассивно уклоняется от учебных занятий или от работы по дому… – во всех этих случаях мы вполне можем минимизировать свое волевое воздействие и во многом отступить. А потом все же найти способы аккуратно и грациозно направить ситуацию в нужное русло. Или хотя бы в какой-то степени облегчить её.

В области общей стратегии воспитания, в стратегии построения домашнего учебного процесса принципы мягкого руководства работают точно так же. Надо просто к ним привыкнуть, взять их на вооружение. Ведь к концепции жесткого лидерства все мы привыкли с детства – она широко распространена и в семьях, и в детских садах, и в школах, и в вузах, и в профессиональных коллективах, и в политике… А мягкий лидер – это пока в нашем социуме нечто не очень привычное…

Стандартное начальственное “Делай, как я сказал!” работает далеко не всегда. А иногда еще и сильно вредит – и тактически, и стратегически. В позиции “Надо, чтобы ребенок знал, кто здесь главный!” есть, разумеется, немало здравого смысла. Но важно эту позицию правильно применять. Война за доминирование – плохая замена пониманию и помощи.

В короткой статье нет возможности подробно описать стиль мягкого лидерства. Мне хотелось лишь озвучить данную тему, лишь немного рассказать об этой чрезвычайно красивой и конструктивной концепции.

Думаю, что кроме книги Джона Хейдера “Дао лидера” о принципах мягкого руководства можно прочесть еще много где. Но мне вот оказалась удобной именно эта книжка. Поначалу она кажется несколько абстрактной, несколько непривычной для восприятия… Но по сути она очень проста.

На мой взгляд, общая тенденция развития современной педагогики (в глобальном масштабе) – это как раз постепенный переход от более жесткого лидерства взрослых в отношениях с детьми и подростками к более мягкому подходу, к режиму сотрудничества, режиму поддержки. Конечно, все это происходит медленно и зачастую не очень явно…

“Дао дэ цзин” была написана тысячи лет назад. Это мудрость, дошедшая до нас из глубины веков. Мудрость, которую прекрасно можно применить в педагогике.